Замена ремня/цепи ГРМ

Замена ремня/цепи ГРМ

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает синхронизацию коленчатого и распределительного валов. Рабочие такты двигателя должны совпадать: клапаны открываются (закрываются) при определенном положении поршня. Процесс должен быть синхронным, но если ремень растягивается, прилегает неплотно, то нарушается работа двигателя.

Симптомы рассинхронизации: потеря мощности двигателя, провалы тяги, вибрация, появляются проблемы с запуском.

Обрыв ремня ГРМ – худший случай, потому что приводит к повреждению клапанов и поршней, могут испортится головка блока цилиндров, коленчатый вал и блок цилиндров.

Конструкция некоторых двигателей исключает подобный исход из-за оборвавшегося ремня, у них меняется только сам ремень.

В некоторых моделях автомобилей соскочивший и сломанный ремень ГРМ приводит к тому, что поршень погнет открытый клапан в результате удара. В таком случае ремонт двигателя встанет в копеечку. Заменить ремень ГРМ – сэкономить приличную сумму на ремонте двигателя.

За состоянием ремня ГРМ нужно следить визуально, насколько сильные имеет признаки износа, так как он выходит из строя без предупреждения. Следы износа видны как микротрещины. Трещины не означают, что ремень вот-вот порвется: его основа – металлическая, состоит из тонких прутьев, благодаря которым ремень не рвется длительное время и удерживает ударные нагрузки.

Проблема в том, что посмотреть на состояние ремня не всегда легко: его скрывает кожух, поэтому требуется разборка.

Если ремень ГРМ ослаб, износился, то не обеспечивает синхронность работы поршней и клапанов, неплотно прилегает, из-за чего двигатель заводится хуже. Двигатель работает неровно? Это один из симптомов износа ремня ГРМ. Косвенные признаки:

  • из-под капота доносятся тикающие или щелкающие звуки;
  • из выхлопной трубы идет черный дым;
  • из-под кожуха – течь масла и (или) охлаждающая жидкость;

При наличии этих неполадок лучше обратиться в автосервис. Опытные мастера проведут диагностику, найдут причину поломки и устранят ее.

Срок эксплуатации ремня ГРМ отличается у разных марок авто и модели установленного двигателя: от 50 тысяч до 150 тысяч километров, от 5 до 10 лет службы.

Почему рвется ремень ГРМ?

Естественный износ. Если не заменить, то обрыв ремня ГРМ вызовет серьезные неисправности двигателя.

Разрушение роликов ГРМ. В этом случае ремень может слететь или перескочить, что также приведет к некорректной работе двигателя и его выходу из строя.

Некорректная установка. Опытный водитель ощутит сразу же, что двигатель начал работать нестабильно. Откладывать на потом ремонт и замену не стоит: такая «мелочь» приводит к серьезным техническим неисправностям и последующему дорогостоящему ремонту.

Посторонние предметы. В систему ГРМ иногда попадают камешки и другие мелкие предметы. Из-за этих «мелочей» может произойти обрыв ремня ГРМ и существенные механические повреждения двигателя.

Низкокачественные запчасти. Худший вариант при использовании запасных частей низкого качества – это обрыв ремня и ремонт двигателя. Лучший случай – у такого элемента будет период эксплуатации гораздо меньше, чем у качественной и оригинальной запчасти.

Износ натяжителя приводит к снижению натяжения ремня, из-за чего система привода ГРМ изнашивается быстрее. Если натяжитель разрушится полностью, то ремень слетит, и произойдут серьезные повреждения двигателя, требующие капитального и дорогостоящего ремонта.

Течь сальников возникает при их износе. Масло попадает на ремень ГРМ, он промасливается и начинает соскакивать с меток. В результате такой «мелочи», как износ сальников, двигатель работает нестабильно.

Как понять, что ремень ГРМ неисправен?

Двигатель работает неустойчиво. Вероятно, ремень сместился с меток (перескочил).

Из-под крышки ГРМ доносятся посторонние звуки, при слабом натяжении ремня раздаются характерные звуки.

Из-под крышки ГРМ происходит утечка масла. Значит, изношены сальники, масло попадает на ремень.

Двигатель не запускается. Вероятно, слетел или оборвался ремень, приведший к повреждению двигателя, требуется капремонт.

Из технической документации можно узнать периодичность замены ремня ГРМ. Опыт мастеров автосервиса говорит, что лучше менять после каждых 50 тысяч километров пробега. Если машиной пользуетесь редко, километраж, указанный в инструкции по эксплуатации, еще не пройден, но прошло более 5 лет – обратитесь в сервис для диагностики.

Ремни с усиленным металлическим кордом служат дольше обычных на 30%, но также требуют периодической замены.

Если ремень ГРМ сделан из материала резинометаллического, то наоборот: его срок использования меньше обычного.

На некоторых автомобилях периодически из строя выходит и водяной насос (помпа). При замене ремня ГРМ удобно производить и его замену.

Не стоит экономить на запчастях. Отдавайте предпочтение оригинальным и меняйте целиком весь комплект, в который входят не только ремень ГРМ, но и ролик (ролики), болты, помпа охлаждающей жидкости.

Замена ремня ГРМ не занимает много времени у опытного мастера, но процедура требует технических знаний и соответствующего инструмента, чтобы исключить ошибку в работе. Для замены требуется частично разобрать двигатель и навесное оборудование, а при замене правильно отрегулировать натяжитель и точно совместить метки на шкивах.

Замена цепи ГРМ

Многие марки автомобилей используют металлическую цепь, а не армированный резиновый ремень ГРМ. Производители преследуют цель – увеличить срок службы системы газораспределительного механизма. Некоторые автопроизводители уверяют, что срок службы цепи равен сроку службы автомобиля, потому что цепь, в отличие от ремня, меньше изнашивается. Большинство производителей определяют срок службы металлической цепи от 150 тысяч километров.

Цепной привод надежнее, долговечнее и более безотказен в работе, что подтверждают опытные водители и специалисты автосервисов. Но бывают и исключения: цепной привод тоже вытягивается и даже рвется.

Процедура разборки и замены цепи длительная и трудоемкая. Автолюбитель может выполнить ее самостоятельно, если не было серьезных последствий. А может обратиться в автосервис «Ангаравто».

Цепной привод скрыт от глаз, в отличие от ремня ГРМ. Водителю меньше слышны посторонние звуки, это плюс. Минусом является то, что визуально оценить состояние цепи ГРМ труднее. Поэтому если у вас цепной привод, то не «отмахивайтесь» от рокота, доносящегося из-под крышки работающего двигателя, со стороны газораспределительного механизма.

Проверьте состояние привода, чтобы его неисправность не привела к существенным проблемам на дороге и денежным расходам на ремонт двигателя. Последствия зависят от везения: мотор станет плохо заводиться, поршень ударит по открывшемуся клапану, полный отказ двигателя и т.д.

По регламенту ТО цепь ГРМ служит более 150 тысяч километров пробега автомобиля. Точный показатель зависит от множества факторов: стиля вождения, качества моторного масла и т.д. Двухрядная цепь, используемая в автомобилях японского и немецкого автопрома, может служить более 450-500 тысяч километров.

Двухрядные приводы у корейских автомобилей служат мало: цепь потребует замены уже после 60 тысяч километров пробега, поэтому ее ресурс не отличается от ремня ГРМ.

Заменить цепь ГРМ сложнее, чем ремень, потому что требуется демонтаж оборудования и разборка силового агрегата. На это у опытного специалиста уйдет несколько часов, хотя снять и установить новый привод несложно, при наличии опыта и знаний.

У каждой марки и модели автомобиля свой порядок замены цепи ГРМ, поэтому для выполнения этой работы рекомендуем обратиться к специалистам.