Ремонт рулевой рейки

Усилия руля на тяги передает рулевая рейка, с помощью этого механизма происходит синхронный поворот колес и т.д. Это несложный механизм, в который входят следующие элементы:

  • Руль водителя задает направление движения.
  • Рулевой вал – металлический стержень со специальными пазами (шлицами), к которому крепятся руль и рулевая колонка.
  • Рейка и шестерня.
  • Рулевая тяга – металлические стержни, на одном конце которых резьба, а другой – шарнир с резьбой.
  • Рулевой наконечник, оснащенный шарниром с резьбой.
  • Демпфер – двухсторонний амортизатор, снижающий вибрацию во время движения и ее негативное воздействие на весь механизм (есть не на всех машинах, обязательно устанавливается на внедорожниках).

Рулевая рейка соединяет колеса с рулем: водитель крутит руль, через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, которые поворачивают колеса.

Рулевые рейки на современных машинах бывают 3 видов.

На старых авто эконом-сегмента еще можно встретить механические. Чтобы повернулись колеса, водитель с силой налегает на рулевое колесо. Это рулевая рейка без усилителя.

Меньше усилий для поворота колес требуется водителю, в автомобиле которого установлена рулевая рейка с гидроусилителем. Гидравлический насос работает от двигателя. Движение рулевой рейки облегчается с помощью масла: водителю физически легче во время поворота. Гидроусилитель руля (ГУР) делает поворот руля более легким. Еще повышается безопасность движения: ГУР при попадании колеса в яму «берет» на себя нагрузку, руль на яму реагирует более плавно. ГУР чаще всего используется в современных автомобилях.

Если на рулевом валу, на шестерне рулевого механизма или на зубчатой рейке установить электромотор, то получится рейка с электроусилителем (ЭУР). У ЭУР есть ряд преимуществ: КПД – высокий, топливо экономится, при высокая надежность и безопасность при движении; простое обслуживание; работа не зависит от погоды.

На автомобилях класса «люкс» иногда встречается комбинированная система: электрогидроуситель руля, когда 2 типа усилителя работают под управлением электроники в паре.

Рулевая рейка – надежный механизм, но срок эксплуатации зависит от многих факторов: от стиля вождения до условий использования машины, от качества сборки транспортного средства до условий хранения. Езда по кочкам и ямам уменьшает срок эксплуатации механической рулевой рейки.

Хранение или эксплуатация в сырости приводят к тому, что рулевая рейка ржавеет.

Все узлы и детали автомобиля изнашиваются в процессе эксплуатации, в том числе и простая по своему устройству рулевая рейка. В ней есть ряд деталей, которые выходят из строя.

Неисправности реек с ГУР

Система рулевой рейки с ГУР нуждается в осмотре, обслуживании и ремонте при необходимости. Какие неисправности бывают чаще всего?

Течь сальников происходит из-за коррозии, которая появляется после попадания на вал воды. Из-за ржавчины разрушается рабочая поверхность сальника. Процесс ремонта заключается в том, что целостность вала восстанавливается, коррозия удаляется, например, шлифовкой вала; подбирается новый сальник нужного посадочного размера и устанавливается.

Если в системе высокое давление, более 100 атмосфер, то шланги гидравлики изнашиваются, чаще всего это происходит к местах, где соединяются металлические и резиновые элементы. Ремонт заключается в замене шланга.

Стук возникает по разным причинам:

  • Центральный зуб рейки стерся или поломался;
  • Опорная втулка износилась, что случается при езде по неровным российским дорогам, так как реечные механизмы иномарок на наши дороги не рассчитаны;
  • Поджимной сухарь не исправен.

Тугой руль. Если руль тяжело поворачивается в одну сторону, то ремонт заключается в шлифовании рабочей зоны и замене уплотнительного кольца.

Если руль тяжело поворачивается в обе стороны, то причин может быть несколько. Для эффективного ремонта этого дефекта нужно точно установить причину, а затем устранить. Требуется квалифицированная разборка механизма и диагностика.

Кроме изменений усилия на руле, признаками неполадок рейки считаются: если руль крутится толчками или урывками; если руль «клинит» (рейку закусывает в определенных точках).

Специалист может отличать поломку ГУР от неисправной рулевой рейки. Поэтому обращайтесь в автосервис для диагностики и ремонта. Малейшая неисправность не исчезнет, а будет только прогрессировать, поездки на такой машине небезопасны.

На начальном этапе поломки можно ограничиться ее ремонтом, для чего купить ремкомплект, в котором есть пыльники, сальники, уплотнительные кольца, подшипники, втулки скольжения и опорные, пружины и т.д. Меняется неисправная деталь, что обходится дешевле, чем полная замена узла.

Рейку нужно менять, если она разбита, поражена коррозией, есть проблемы с золотниковым механизмом и т.д. Если некорректную работу игнорировать долгое время, то произойдут более сильные разрушения узла, следовательно, потребуется полная замена, что обойдется в значительную сумму.

Ремонт рейки состоит из нескольких этапов:

  • Демонтаж,
  • Разбор на составные части,
  • Очистка элементов от грязи,
  • Замена поврежденных деталей,
  • Проверка исправности зубчатого вала.

На разных машинах ремонт рулевой рейки отличается.

Чтобы продлить срок эксплуатации рейки, нужно:

Следить за уровнем масла в бачке ГУР. Регулярно его менять, в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Цвет масла не должен быть темным, в нем не должны находится посторонние примеси, слышатся запах гари.

Не удерживайте руль больше 5 секунд во время поворота в крайнем положении: масло в рейке сильно перегревается.

Не оставляйте на стоянке машину с вывернутыми колесами: от этого ГУР сильно изнашивается во время старта двигателя.

Аккуратнее переезжайте неровности на дороге, снижайте скорость, если переезжаете через бордюр, а лучше не делайте этого вообще.

Хотя рейка – это простой узел автомобиля, ее ремонт – отдельное направление в автосервисе, требующее больших трудозатрат.

Чтобы восстановить работоспособность рейки до первоначального, нужны знания, опыт и специальный инструмент.