Одна из важных частей эксплуатации автомобиля – это его техническое обслуживание. Но есть автовладельцы, которые полагают, что плановый осмотр машины – напрасно потраченные деньги и без него можно обойтись.

Что такое ТО?

Техническое обслуживание авто – это в первую очередь профилактика, цель которой – не допустить появления неисправностей, предупредить неполадку до того, как она возникла. Не стоит ждать, когда деталь сломается, чтобы потом поменять ее на новую. Во-первых, это обойдется дороже, как любой ремонт, во-вторых, отказ машины во время поездки – высокий риск ДТП.

Современные машины напичканы сложнейшими агрегатами и большая часть управляется электроникой. И благодаря диагностике при помощи компьютерного оборудования можно выявлять малейшие погрешности в работе оборудования и неисправности. Так, игнорирование плановых ТО приведет к появлению серьезных поломок, которых можно избежать, если обнаружить их на ранней стадии.

ТО бывает разных видов, например, классифицируют по сути проводимых работ:

  • Осмотровые и контрольно-диагностические: проверка работы системы торможения (эффективность, стояночный тормоз, привод), свободный ход рулевого колеса, зазоры механизма рулевого управления, ходовая система, состояние пружин, рычагов, стоек и штанг подвески, работу педалей, натяжение ремней;
  • Регулировочные проводятся, если выявлены недочеты всех выше перечисленных узлов автомобиля. Проверяется работа замков.
  • Крепежные подразумевают проверку и подтяжку креплений двигателя, коробки передач, руля и рулевых тяг, колесных дисков, рычагов поворота, выхлопной системы;
  • Заправочные – это замена или долив технических жидкостей. При полной замене моторного масла одновременного выполняется замена масляного фильтра;
  • Электротехнические – очистка приборов электрооборудования и АКБ от скопившейся пыли и грязи, сюда же входят проверка изоляции, замена предохранителей и лампочек в случае их перегорания.

Виды технического обслуживания автомобилей

В России с советских времен сохранилась по сей день классификация ТО, принятая в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей».

Техническое обслуживание автомобиля делится на:

  • Ежедневное;
  • Первое — ТО-1;
  • Второе – ТО-2;
  • Сезонное.

Сейчас эта классификация действует в измененном виде. ТО-2, проводимое через равные интервалы времени, получило сквозную нумерацию, встречаются ТО-10 и даже ТО-12.

Некоторые автопроизводители убрали из своих рекомендаций проведение ТО-1, другие дают условное название первому плановому обслуживанию новой машины, как ТО-0.

Сейчас классификация планового обслуживания автомобилей выглядит так:

  • Ежедневное ТО; водитель проверяет самостоятельно общее состояние авто, работу датчиков, фар, электрооборудования, рулевую систему, тормоза, регулирует зеркала.
  • Нулевое – ТО-0; как правило, проводится после 2-2,5 тысяч км пробега;
  • Периодическое (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12); межсервисный интервал составляет 10-20 тысяч км пробега. Входят обычно: замена фильтров, масла, проверка заряда АКБ, состояние свечей зажигания, уровень технических жидкостей и долив; проверка шин и их подкачка, смазка петель; выявление неполадок ходовой и тормозной систем и т.д.
  • Сезонное. Проводится 2 раза в год. Меняются шины, а также тип масла, перед зимой проверяется отопитель салона, перед летом – работа кондиционера и т.д.

Работы нужно проводить по регламенту, указанному в документации автопроизводителем. У каждой марки и модели он свой.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля (ЕТО)

В некоторых организациях, занимающихся перевозками людей и грузов, ежедневное ТО – обязательный этап работы транспорта. Перед каждым выездом в рейс машина осматривается, чтобы найти недочеты и устранить их. Это обязательно и целесообразно: поломка в дороге может обернуться финансовой потерей или фатальным ДТП.

Ответственные водители перед длительной или сложной поездкой также предпочитают осмотреть основные узлы и агрегаты.

Что проверяют и как?

Визуально (осмотр):

  • Нет ли течей антифриза и масла. Во внимание попадают следующие элементы автомобиля: гидроусилитель, тормозная система, мотор, трансмиссия;
  • Уровень технических жидкостей, если объем меньше нормы, то выполняют долив;
  • Шины. Выполняется подкачка при необходимости.

Визуально и опробованием: работа указателей поворота, индикаторов приборной панели, работа электрооборудования.

Опробованием: запуск двигателя, работа тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.

Плановое техническое обслуживание (ТО-1)

Задача ТО-1 – поддерживать авто в надлежащем состоянии внешнем и внутреннем, контроль состояния всех расходных материалов, проверка узлов, которые отвечают за безопасность движения транспортного средства.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

ТО-2 –это весь комплекс работ, который проводится при ЕТО, ТО-1. Отличается тем, что диагностика автомобиля после определенного количества километров пробега проводится более углубленно.

Так же меняются технические жидкости помимо масла и масляного фильтра, такие как: антифриз, тормозная жидкость, масло в КПП и в гидросистеме, у полноприводных автомобилей – масло в мостах;

Регламентом предусмотрена замена фильтров при определенном пробеге: воздушный, топливый, фильтр АКПП. Меняются свечи зажигания, ремни и их ролики, если привод газораспределительного механизма ремённый. Проводится замена дополнительного оборудования.

Проверяются и затягиваются крепления следующих узлов: радиатора, топливного бака, петли и замки дверей салона и багажника, головки блока цилиндров, крышки ГРМ и редуктора заднего моста, коллекторов, поддона картера двигателя.

Необходимо проверить и отрегулировать клапаны ДВС, зазоры между дисками и тормозными колодками, подшипниками ступиц передних колес, натяжение усилия привода ГРМ.

Список работ неполный. Он составляется индивидуально для автомобиля каждой марки и модели, так как зависит от особенностей конструкции машины, а также тех интервалов, которые рекомендованы автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Цель сезонного ТО – подготовить транспортное средство к предстоящему сезону: морозной и холодной зиме или жаркому лету.

Смена температуры окружающей среды оказывает влияние на работу узлов и деталей машины. Зимой двигатель автомобиля нуждается в смазке с меньшей вязкостью, а летом – с большей. Перед холодами лучше проверить и привести в рабочее состояние систему отопления салона, а перед летом – проверить кондиционер и заменить техническую жидкость в нем. Безотказная работа обеспечит комфорт во время поездок.

В проверке нуждаются сцепление колес и многие другие узлы. Перед зимним сезоном рекомендуется чистить мотор от грязи, чтобы обеспечить теплоотдачу на предусмотренном производителем уровне.

Обязательный вид работ при сезонном ТО: замена шин, которую проводят дважды в год. Обычно водители в целях экономии времени совмещают замену шин с другими видами плановых ТО.

При сезонном ТО меняют технические жидкости. Так же часто выполняют антикоррозийные работы с кузовом. Зимой на дорогах много химических реагентов, которые вступают в реакцию с металлом и появляется коррозия. Днище машины постоянно соприкасается с такими реагентами. Чтобы избежать коррозийных процессов, желательно обработать металлические части авто специальными защитными составами.

Сервисное обслуживание машин

Сервисное обслуживание машины относится только к новым автомобилям. Осуществляется только в специализированных дилерских центрах. Если обратиться в обычное СТО, например, рядом с домом, то можно лишиться гарантии на машину у официального дилера.

Сервисное обслуживание – сочетание ежедневного ТО и ТО-1, подразумевает осмотр и профилактические работы. В случае выявления недочетов проводятся ремонтные работы.

Некоторые производители машин декларируют, что их машины на время гарантии не нуждаются в замене антифриза и других технических жидкостей. Но в условиях российской действительности заявленные автопроизводителем интервалы замены технических жидкостей сокращаются.

Когда истек срок гарантийного обслуживания машины, автовладелец может выбирать технический центр на свое усмотрение.

График проведения ТО автомобилей

Если ТО машины нацелено на предотвращение неприятностей во время поездок, то график ТО призван дисциплинировать водителя. Выявить скрытый дефект, привести в норму уровень технической жидкости, проверить корректность работы узлов машины важно и нужно в первую очередь для безопасности самого водителя, а также его пассажиров.

Сколько стоит ТО и можно ли на нём сэкономить?

Автомобили становятся технически все более сложными, в них множество узлов, оценить состояние которых без специальных знаний невозможно. Растут цены на расходные материалы и техническое обслуживание в специализированных сервисных центрах.

Поэтому водители задаются вопросом: можно ли экономить, игнорируя ТО?

Некоторые виды ТО автовладелец может выполнять сам, если есть соответствующие технические знания и умения, что позволяет сэкономить.

Рекомендуется изучить сервисную книжку автомобиля и составить график ТО, в соответствии с руководством по эксплуатации, ведь плановые ТО необходимы. Не стоит игнорировать их, пытаясь сэкономить на этом.

Обратите внимание, пока новый автомобиль находится на гарантии, обслуживать его нужно только в авторизованных сервисных центрах. Проходить ТО нужно только там, отмечая должным образом в сервисной книжке. Отсутствии отметки о прохождении ТО – законное основание лишить гарантийного обслуживания.

При постгарантийном ТО обратите внимание на перечень операций ТО, сделайте предварительную калькуляцию. Некоторые сервисные центры включают дополнительные работы в расчет, которые не предусмотрены производителем.

После истечения гарантийного срока многие автовладельцы самостоятельно выполняют рядовые работы по ТО. Рекомендуем всё же обращаться к опытным и технически знающим мастерам, которые могут на профессиональный взгляд определить предстоящие глобальные замены элементов вашего автомобиля. Автосервис “АнгарАвто” в Краснодаре качественно оказывает услуги по техническому обслуживанию любого автомобиля.