Сварочные работы осуществляются профессионалами, при помощи специального оборудования, в том числе и в труднодоступных местах.
Сварочные работы при кузовном ремонте используются при замене поврежденных элементов кузова, таких как задние крылья, пороги, панель крышы, усилители, лонжероны и т.д. До сварки рихтовщик / жестянщик выставляет все контрольные точки кузова, проверяет зазоры всех стыковочных элементов установив их на автомобиль и после того как все сошлось обваривает заменяемую деталь выбрав нужный вид стыка и метод сварки.
Стыковое соединение используется, если нужно вварить заплатку или небольшую вставку, которые не подвергаются большому усилию на разрыв. При стыковом соединении возникают дополнительные ненужные утолщения в корпусе.
Со сторон, которые будут привариваться, снимаются фаски. Но если толщина листа до 2 мм, то можно обойтись и без фасок. Ввариваемая деталь подгоняется к участку корпуса более кропотливо. Зазоры должны быть минимальные, а лучше обойтись и без них, потому что сварка стыковым соединением применяется для лицевых наружных элементов кузова автомобиля. Сварщик должен быть высокой квалификации, используется сварочный полуавтомат.
Стыковая сварка проводится с применением сплошного точечного шва. Если мастер профессионал своего дела, то в итоге не нужна длительная зачистка и трудоемкая рихтовка. Можно просто шпатлевать и затирать шов. Тонкий лист варить труднее, чем толстый, потому что толстые листы железа можно проваривать сплошным точечным швом.
Соединение внахлест – наиболее простое, поэтому чаще всего используется среди автосварщиков. Один лист металла накладывается на другой, отверстие, которое нужно залатать, закрывается (перекрывается) вторым листом. Подходит для сварки порогов, лонжеронов и других силовых конструкций.
Один из видов нахлестного соединения – сварные электрозаклепки, также часто используется автосварщиками, если нужно установить усилительные накладки на каркас кузова или новые крылья. Визуально похож на результат точечной сварки.
Сварные швы бывают разных видов. Три самых популярных – это сплошной, точечный, сплошной прерывистый. При любом из способов сопряжений применяться может любой их них.
Сплошной прерывистый – чередование сплошных участков и разрывов, не залитых металлом. Свободные от заливки интервалы нужны для того, чтобы металл ввариваемого элемента (или каркасную конструкцию) не «потянуло».
Сплошной выглядит как большое количество близко расположенных друг к другу точечных сварок или же как непрерывное «залитие» расплавленного металла. Применять можно на тонком и на толстом листах металла. В автомобильных конструкциях сплошной используется редко, потому что из-за шва эластичность всей конструкции уменьшается, а во время эксплуатации машины появляются трещины, называемые «усталостными».
Точечный сварной шов выглядит как сварные точки, расположенные через интервал вдоль линии сопряжения. Расстояние определяется технологической необходимостью: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.
Сварочные швы делятся и по месту их расположения. Сварочные работы проводятся в одной из трех плоскостей.
Самая удобная – горизонтальная «сверху»: шов заливается полностью, пустот и щелей не остается.
Шов, который проводится горизонтально, но движение осуществляется внизу – самый трудный из трех, потому что получается ПОД сопрягающимися элементами, поэтому материал вытекает вниз. Хорошее качество сварки получается у мастера.
Еще один неудобный вид шва – вертикальный, во время сварки нужно следить, чтобы металл не тёк по шву.
До начала сварочных работ любой материал готовится, проводится очистка от разных видов загрязнений:
- Следы коррозии
- Слои грунтовки и краски
- Покрытия защитные и консервационные
- Смазочные вещества.
Остатки любого из них понижают качество шва, мешают проходить по цепи току.
Подготовить металл к сварке нужно и для того, чтобы избежать негативных последствий. Например, при выжигании горючих остатков образуется газ. Этот газ может сделать шов некачественной структуры, с образовавшимися в нем «порами», а может «выдуть» металл из точки сварки, брызги его приведут к ожогам. Если на металле есть загрязнения, то и дыма при сварочных работах будет больше, вдыхание его крайне нежелательно для человека.
Особенности сварки кузова
В автомастерской при проведении сварочных работ используются разные виды оборудования.
Чаще всего применяют удобный полуавтомат. С его помощью шов можно сделать в любом доступном уголке автомобиля. Сварочный полуавтомат относительно прост в работе, опытный мастер подбирает расходные материалы, выбор которых зависит от сложности и характера ремонта.
Инвертор отличается от полуавтомата методом преобразования тока, частота преобразования которого выше. Сварочный аппарат меньше весит и сравнительно мал. Сварка инвертором неидеальна: шов получается потолще и не таким ровным. Использовать лучше для заваривания тех мест, которые не «бросаются» в глаза: днище и т.д.
Шов после сварочных работ лучше обработать антикоррозийным средством, иначе проведенных работ надолго не хватит. Антикоррозийную обработку проводить и на лицевой части кузова, и на внутренней, и даже в закрытых плоскостях.
Выделяют несколько способов сварки:
- Дуговая – самая распространенная, металлы свариваются при помощи металлических электродов;
- Плазменная. На объект сварки воздействует на высокой температуре плазменная струя;
- Газовая. Металл расплавляется при помощи кислорода и ацетилена;
- Лазерная. Поверхности соединяются путем точечного воздействия лазерного луча на изделие;
- Аргонная сварка (аргоновая, аргонодуговая) – метод проведения сварочных работ, который становится все более популярным из-за ряда преимуществ:
- Высокое качество сварочных швов: они менее заметные и более прочные. Эстетичность шва особенно важна при проведении кузовных работ на видимых элементах.
- Управляемость. Процессом сварки можно управлять через состояние электрической дуги. Низкая вероятность повредить соседние участки, так как площадь нагрева – маленькая.
- Высокая скорость обработки.
- Безопасность. Не происходит разбрызгивание металла.
- Сварку можно проводить в любой плоскости.
- Экологичность. Нет вредных выбросов или шлаков, приводящих к поломке агрегата.
- Экономичность. Свариваемый металл нагревается несильно, поэтому в его кристаллической решетке нет изменений, сохраняются первоначальные технологические свойства и за счет этого срок службы детали дольше.
- Универсальность. Соединяются детали и элементы из цветных, черных и высоколегированных металлов, причем свариваемые части могут быть даже трудно соединяемыми. Используют при работе с алюминием, а также при сваривании иных металлов (чугуна и титана, меди и стали, и т.д. и т.п.). Можно сваривать и очень тонкостенные металлы.
Сварочно-кузовные работы в Краснодаре можно заказать в автосервисе «Ангар Авто» в Краснодаре, ул. Воронежская, 118.