Даже самый мелкий кузовной ремонт, как правило, включает в себя рихтовочные работы.
Деформированный кузов или отдельную деталь машины можно восстановить по старинке или применяя современные технологии, основывающиеся на способности металла «помнить» первозданный вид.
Рихтовка бывает трех видов:
- Рихтовка с применением сварочного оборудования, например, споттер. В таком случае потребуется покраска поверхности, т.к. на данном участке необходимо очистить до металла поверхность которую рихтовали. После ДТП обычно требуются оба вида работ: рихтовка и покраска.
- Рихтовка без применения сварочного оборудования — это когда выправляются все крепления и поврежденные места аккуратно без повреждения ЛКП для выставления зазоров: в таком случае окраска, как правило, не требуется или нужна только для окраски болтов крепления.
- Ремонт без окраски методом PDR или Вакуум (так привыкли его называть в Краснодаре) — это бережный ремонт поверхности с применением различного оборудования для восстановления под заводское состояние поверхности. В таком случае можно восстановить многие повреждения, как без окраски (если ЛКП целое), так и с окраской (если ЛКП нарушено). Данный вид применяется, как правило, на дорогих и новых авто т.к. любое повреждение хочется восстановить так, что бы его никто никогда не увидел.
Многие мастера умеют выравнивать поверхность, используя молотки, приобретая знания и опыт. Неплохой результат получается при выравнивании локальных деформаций. Но если нужно серьезное вмешательство или отличный результат, то лучше обратиться в профессиональный автосервис в Краснодаре «Ангар Авто».
Рихтовочные кузовные работы – трудоемкий процесс, для него требуются современные инструменты и правильный подбор технологии рихтовки, если вы хотите получить качество. Опытные мастера знают эффективные методы восстановления поверхности любого автомобиля и в их арсенале есть все необходимые инструменты.
Опытные руки мастера и специнструмент обязательно потребуются, если предстоит восстановление геометрии кузовной детали со значительной площадью.
То, что обозначается выражением «проведение рихтовочных работ», — отдельная профессия. Есть достаточно сложная классификация видов рихтовки, по разным признакам, внутри каждого вида – подвиды.
Самый распространенный вид – корректировка вмятин. При любом столкновении происходит вдавливание металла внутрь, этот дефект устраняется разными методами.
Если металл в одном месте «ушел» внутрь, а в другом наружу «вытянулся», то для ликвидации выпуклостей требуется комплект специальных инструментов. Это следующий по частоте выполнения вид рихтовочных работ.
Рихтовка локальная производится без демонтажа детали, но нужен доступ к технологическим отверстиям машины.
Инструменты для рихтовки кузова используются разные, их выбор зависит от особенностей деформации конкретного кузова. Стандартный набор есть у каждого автоумельца: молотки разной геометрии и размеров, киянки, с помощью которых и устраняются вмятины и выпуклости.
Будьте осторожны при выборе специалиста: т.к. не у каждого есть правильный инструмент для рихтовочных работ. Обычные молотки не подходят, требуется инструмент с конструктивными особенностями: боёк тщательно отполирован и закруглён; вес не более 2 кг. Рабочая поверхность выполняется из определенных материалов: пластика, резины, текстолита, цветных металлов.
У молоточков для рихтовки предполагается пружинистость, чтобы поврежденная деталь машины не получила из-за удара новых деформаций.
Поэтому не стоит экономить при выполнении рихтовки, оплошность «выльется» в новый вид работ: покраску кузова.
Что можно исправить при помощи молотков? Колесные диски, крылья, крышу и капот.
Для устранения деформаций кузова используются и другие инструменты: наковальни, поддержки и подкладки. Они нужны, чтобы зафиксировать рихтуемый участок с обратной стороны.
У профессионального рихтовщика в наличии и в работе много разных подкладок, потому что если геометрия инструмента «подходит» к изгибу детали, то результат лучше.
Есть инструменты, которые применяются как фиксаторы и для вытягивания вмятин. Универсальные инструменты рихтовщика – ложки и ударные полотна. Если нужно разъединить листы металла, которые из-за удара сдавились, – используется ложка. Она часто нужна при ремонте дверей, а также дисков, капота и крыши автомобиля.
Вмятину с внутренней стороны детали можно вытянуть при помощи крюков и рычагов, которые незаменимы для рихтовки почти всех элементов кузова.
После рихтовки требуется подготовить кузов к шпаклёвке и покраске, поэтому инструменты рихтовщика – напильники и шлифовальные машинки. На небольших выпуклостях с их помощью можно снять излишки металла.
Сварочный аппарат для рихтовочных работ – споттер. Если деформированный металл сильно растянут, то точечной сваркой можно вытянуть вмятины. Споттер частенько используют автолюбители для рихтовки дверей и других деталей кузова. Подробнее про сварочные работы
Технологии рихтовки кузова
Подобрать нужно и важно не только инструмент, но и технологию рихтовки детали кузова.
Важно рассмотреть местонахождение вмятины, ее мельчайшие детали, сделать это днем или при ярком освещении; рассмотреть вмятину и изнутри, для этого используется специальная лампа. Размеры и форма дефектов подскажут опытному рихтовщику способ восстановления.
Есть сколы и царапины? Значит, потребуется покраска. Раньше при любом повреждении краска трескалась. В составе современных автоэмалей присутствуют полимерные компоненты, поэтому краска растягивается вместе с металлом, который стал более тонким, но с увеличенной прочностью. Поэтому рихтовочные работы не означают последующей покраски.
Восстановить дефект кузова без последующей покраски дешевле и быстрее. Такие методы становятся все более популярными.
Методы рихтовки
Механическое устранение изнутри рекомендуется использовать при наличии большого опыта и навыков. Автолюбителям лучше не рисковать своим «конем», ведь можно не убрать, а увеличить деформацию.
Механическое устранение дефектов используют мастера в автосервисах. Лакокрасочное покрытие при механической рихтовке сохраняется, как работа инструментом происходит по неокрашенной внутренней стороне детали кузова. При помощи рычагов и силы дефектная область выдавливается, раздается характерный щелчок. Демонтаж требуется не всегда, потому что для проникновения инструмента используются технологические отверстия.
Правка методом PDR – одна из сложных, потому что состоит из многих технологических операций. Провести в условиях гаража практически невозможно, если вы не профессионал, и для выполнения правки нужен набор крюков, разной формы, длины с разными углами изгиба. Плюс метода PDR в том, что устраняет дефекты практически любой сложности.
Технологии устранения вмятин без последующей покраски называются Paintless Dent Repair («удаление повреждений без покраски», PDR).
Как выполняется рихтовка методом PDR?
- Деформированную поверхность очищаем;
- Детали, которые затрудняют доступ к выравниваемой поверхности, демонтируем;
- Снижаем напряжение металла в области деформации;
- Участок прогреваем при помощи строительного фена до 40 градусов;
- Вытягиваем самые большие выпуклости;
- Вмятину по периметру простукиваем;
- Вмятины выдавливаем специнструментом;
- Спецоборудованием производим внешнее выравнивание.
Внутренняя обработка неровностей не всегда устраняет дефекты, поэтому используется технология внешней рихтовки, для которой требуются инструменты. В зоне рихтовки закрепляются аппликаторы, клей должен кристаллизоваться, после чего в центре вмятины размещается мини-лифтер. После вытягивания вмятины остатки клея убираются. Покраска детали потребуется в том случае, если внешнюю рихтовку произвести неаккуратно.
Исправление магнитом – самый простой способ рихтовки, подходит для вмятин простой геометрии. В автомагазине приобретаются магнит, силы которого достаточно, чтобы вытянуть небольшую вмятину. Способ простой, но лишь для незначительных повреждений кузова, опытные мастера знают нюансы, которые помогут провести его удачно:
- Чтобы не повредить лакокрасочное покрытие, между магнитом и поверхностью кузова положить салфетку;
- Магнит прикладываем к краю вмятины, тянем на себя, потом перемещаем в другую точку вмятины, повторяем;
- Двигаться последовательно от края вмятины к ее центру;
Следующую технологию называют «нагрев-охлаждение» или метод рихтовки строительным феном. Участок с дефектом нагревается, а затем быстро охлаждается. При нагревании металл расширяется, при охлаждении сжимается. Чередование приводит к тому, что вогнутая часть кузова вернется в исходное положение. Участок греется 2-3 минуты, охлаждается сжатым воздухом (можно использовать присоску), операция повторяется до достижения нужного результата.
Если поврежден обширный участок, то вытягивать его нужно поэтапно, а после обработать полиролью.
При этом методе сложно повредить лакокрасочное покрытие, потому что рихтовка производится бесконтактно. Для проведения рихтовки необходимы мощный строительный фен, респиратор, перчатки, баллончик сжатого воздуха (или сухой лед) и автополироль.
Выстукивание подходит для зон с большой площадью повреждения. Инструменты – резиновые киянки и крючки разной формы и размеров. Киянка – простой инструмент, но ее использование требует опыта и правильного применения, чтобы не случилось необратимых последствий. Постукивание производится с небольшой амплитудой, удары частые и несильные. После рихтовки методом выстукивания может потребоваться полировка.
Вакуумные вытяжки применяются для устранения небольшой вмятины. Вытяжка накладывается на повреждение, перепад давления придает металлу прежнюю форму.
Методы можно использовать как по отдельности, так и комбинировать.
Методы PDR по душе автовладельцам: не нужно красить автомобиль, значит, ремонт обходится дешевле и выполняется быстрее. Но методы PDR иногда трудно, а порой и невозможно использовать, что случается, если:
- Уже поврежден лакокрасочный слой или он низкого качества;
- Сильно деформирован кузов;
- Кузов уже непрофессионально ремонтировали;
- Машина старая, более 15 лет;
Придется покрасить машину, если вмятина глубокая. Величина площади значения не имеет, при значительном углублении без последующей покраски не обойтись.
Придется покрасить, если повреждены ниже перечисленные детали:
- Дверные пороги машины (исправить можно, если дефект пологий, без острых заломов);
- Проклеенные и проваренные кромки элементов капота, дверей и багажника;
- Стойки крышки с острыми заломами;
- Повреждена панель в результате перекашивания кузова или нажатия, непрямого удара.
Можно купить специальный инструмент и в гараже попробовать устранить вмятины самостоятельно, если имеете минимальные навыки слесарных работ. Но лучше не играть в лотерею, а обратиться к профессионалам. В «Ангаравто» опытные мастера определят характер повреждений и подберут технологию и инструмент, наиболее подходящий для безопасного устранения дефекта кузова.